Спецпроект Аварии, травмы, но победы. Вдохновляемся упорством Михаэля Шумахера
73-й сезон «Формулы-1» продолжается. Будем наблюдать за Гран-при вместе с VOKA, где можно следить за трансляциями всех этапов. А пока в ожидании заездов вспоминаем о легендах F-1. Сегодняшняя история — о Михаэле Шумахере и его стремительном взлете после травмы, полученной в 1999 году. Пилот, уверенно лидировавший в Гран-при Японии 2006 года, за 17 кругов до финиша покидает свой болид — поникший, он возвращается обратно в боксы. С отказом двигателя Ferrari в предпоследней гонке сезона немец фактически утратил шансы выиграть восьмой чемпионский титул в «Формуле-1». Как уж тут не загрустить?! Но уже спустя несколько минут в боксах Ferrari Михаэль снова улыбается, подходит к каждому механику, пожимает руки, похлопывает их по плечу и обнимается — в 2006 году Шумахер проводил последний сезон с итальянской командой. «Мы думали, что должны были его утешить, но это он утешал нас», — рассказывал Жан Тодт, возглавлявший тогда «конюшню» из Маранелло. Вместе побеждаем, вместе и проигрываем — перед уходом из Ferrari Михаэль снова показал себя настоящим командным игроком. Он был им всегда.
На пути к мечте
А вот ездить медленно Михаэль не умел. Это стало ясно еще в четырехлетнем возрасте, когда он впервые сел за руль самодельного карта, который собрали для него отец Рольф и дядя Карл-Хайнц. В семье Шумахера, который одно время мечтал стать полицейским, все вращалось вокруг картинга. Мать гонщика Элизабет управляла небольшим рестораном, который располагался прямо возле трассы картинг-клуба Kerpen-Manheim в окрестностях Керпена, родного города Михаэля. Рольф Шумахер, строитель по профессии, ради дополнительного заработка в итоге устроился заведующим картодромом и занимался ремонтом гоночной техники. У семьи часто не хватало средств на оплату дорогостоящего увлечения (иногда в мусорных баках приходилось выуживать старые покрышки), поэтому юный Шумми быстро развил главное — дисциплину, ставшую отличным дополнением к его работоспособности и мотивации.
В 1987 году Шумахер выигрывает чемпионаты Германии и Европы по картингу. Далее все происходит в мгновение ока — в 1988-м Михаэль становится чемпионом немецкой молодежной серии Formula König и вице-чемпионом европейского первенства Formula Ford. Там он проводит одну из самых блистательных гонок в карьере. В дождевых условиях на трассе Зальцбургринг в Австрии 19-летний пилот стартовал седьмым, но уже на первом круге пробился в лидеры и уверенно выиграл гонку.
Именно тогда молодой талант привлек внимание Вилли Вебера, у которого была собственная команда в немецкой Formula 3, — он сразу разглядел в юнце будущего чемпиона.
«Солнечный мальчик» открывает счет победам
Не без помощи Вебера карьера Шумахера начала набирать обороты. Менеджер взял на себя все хлопоты по продвижению вундеркинда, выложив 500 тысяч марок из собственного кармана за первый сезон участия Михаэля в Formula 3. В 1990 году Шумми в жесткой борьбе с Микой Хаккиненом, который позже станет для него «самым уважаемым парнем», выигрывает престижный Гран-при Макао, а заодно и титул в «Формуле-3». Кроме того, он становится участником молодежной программы Mercedes, выступая в чемпионате мира по гонкам на спортпрототипах.
Незадолго до Гран-при Бельгии, проходившего в августе 1991 года, пилот команды Jordan Бертран Гашо попадает в тюрьму после инцидента с таксистом в Лондоне, босс команды Эдди Джордан спешно ищет ему замену. Вебер быстро смекает, что для Михаэля это шанс попасть в «Формулу-1»: заручившись финансовой поддержкой Mercedes (компания выплатила ирландцу 150 тысяч фунтов), он садит своего подопечного в кокпит Jordan. В своей первой гонке в «Формуле-1» Шумахер до финиша так и не добрался, но накануне квалифицировался седьмым. Этого оказалось достаточно, чтобы перспективного немца, проведшего за Jordan всего один Гран-при, тут же переманила к себе Benetton.
В команде Флавио Бриаторе «солнечный мальчик» в ярко-желтом комбинезоне впервые поднимается на вершину подиума (на Гран-при Бельгии в 1992 году), а затем выигрывает два чемпионских титула подряд — в 1994 и 1995 году.
«Красный барон» поднимает команду
Переход двукратного чемпиона из Benetton в Ferrari произвел эффект разорвавшейся бомбы. Там француз Жан Тодт сколачивал «команду мечты» — перед ней стояла задача возродить былое величие «Скудерии», которая не выигрывала титулы с 1979 года. В дебютный сезон в Ferrari никто не ждал чудес от Михаэля, тем не менее он смог одержать три победы на болиде, который не отличался ни скоростью, ни надежностью. Счет победам за «красных» Михаэль открыл на Гран-при Испании 1996 года — на мокрой трассе в пригороде Барселоны он был вне конкуренции.
Шумахер (не без помощи, конечно, Тодта) смог привить вспыльчивым итальянцам три немецкие добродетели — дисциплину, трудолюбие и порядок. Уже в 1997 году команда включается в борьбу за титул, хотя все в итоге заканчивается скандалом, когда в финальной гонке в испанском Хересе Шумахер попытался выбить Жака Вильнева, своего главного соперника из Williams-Renault. Для немца гонка закончилась в гравии, а канадец смог финишировать третьим, гарантировав чемпионский титул. А вот лидера Ferrari дисквалифицировали за неспортивное поведение, лишив всех очков за сезон.
1998 год — вторая попытка завоевать титул для Ferrari, но уже в борьбе с Микой Хаккиненом из команды McLaren-Mercedes, болиды которой в начале сезона показывали феноменальную скорость.
Летом Шумахер все же смог навязать борьбу летучему финну, но на дождевом этапе в бельгийском Спа на помощь напарнику по McLaren специально или ненароком пришел Дэвид Култхард. Пытаясь обойти шотландца на круг, лидер гонки врезался в McLaren сзади: на трех колесах немецкий гонщик добирается-таки до боксов и сразу отправляется в гараж McLaren, пытаясь поколотить Дэвида. «Ты пытаешься меня убить?!» — Михаэль тогда был в ярости.
«Красный барон» мог одержать важную победу, но осенью пришлось смириться с тем, что Хаккинен стал чемпионом. Тогда многим казалось, что Шумахер, дважды упустив титул в последней гонке сезона, так и не принесет заветную «корону» Ferrari.
Перелом
Михаэля и итальянскую команду связывали не просто рабочие отношения — Ferrari стала для Шумми второй семьей. «Главное качество Михаэля заключалось не в вождении, а в том, как он работал с командой», — вспоминал Росс Браун, технический директор Benetton, а затем и Ferrari. С механиками и инженерами Шумахер был в доверительных отношениях еще с молодежных серий — немец считал, что просто не мог подвести парней, которые готовили его машину.
Он всячески их подбадривал, в перерывах между гонками и тестами играл с ними в футбол, дарил подарки, угощал мороженым и, заходя в гараж с полной кастрюлей макарон, часто засиживался с инженерами до позднего вечера, обсуждая все нюансы поведения болида и возможности его улучшения. Не в последнюю очередь благодаря Михаэлю и его взаимодействию с командой «Скудерия» обязана своему взлету в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Первая половина сезона 1999 года для Шумахера и его дружины проходила с переменным успехом — Ferrari и McLaren были фактически равны по силам. Однако на Гран-при Великобритании, восьмом этапе чемпионата в Сильверстоуне, произошел неожиданный поворот. Из-за дефекта тормозов Михаэль попадает в самую тяжелую аварию в карьере: болид, выскочив по прямой с асфальта, врезается в барьер из покрышек, гонщик получает перелом голени. В итоге Шумахер вынужден был пропустить шесть этапов, а восстановившись после травмы, стал снова рваться в бой — в двух последних гонках 1999 года он помог Ferrari завоевать первый за 16 лет Кубок конструкторов.
И хотя главная цель по-прежнему не была достигнута (в Японии Хаккинен становится двукратным чемпионом), в следующем году Михаэль словно обретает второе дыхание — в упорной борьбе с финном он приносит «Скудерии» долгожданное золото в личном зачете, становясь трехкратным чемпионом. На Гран-при Японии в Сузуке механики поют, Шумахер обнимает каждого, вечером их всех ждут караоке и саке. Grazie Michael — после 21 года без титула 8 октября 2000 года у тифози наконец-то праздник!
Так стартовала потрясающая чемпионская серия Шумахера с Ferrari — набравший скорость «красный локомотив» было уже не остановить! Наконец-то в распоряжении «Скудерии» лучшая машина чемпионата, а Михаэль считается его безоговорочным фаворитом. В 2001 и 2002 годах он досрочно становится чемпионом мира, хотя в 2003-м Шумахеру пришлось попотеть — в конце сезона он всего на два очка опередил Кими Райкконена, восходящую звезду из McLaren. Требовалась разрядка: свой шестой титул Михаэль бурно отметил в компании с братом Ральфом, устроив веселый пьяный дебош с поломанной мебелью, разбитым окном и поваленным холодильником.
Чемпионат 2004 года снова проходит под диктовку Шумахера — немец разделывает соперников под орех! За один сезон ему удалось 13 раз подняться на вершину подиума — рекорд, который пока никто так и не превзошел, в том числе гонщик Mercedes Льюис Хэмилтон, в 2020-м сравнявшийся с Михаэлем по числу титулов.
После провального сезона 2005 года Ferrari снова возвращается в борьбу. И хотя в 2006-м Фернандо Алонсо из Renault защищает титул чемпиона, Шумахер уходит из «Формулы-1» с гордо поднятой головой — за его плечами 91 победа (72 из них за Ferrari), 68 поул-позиций, 76 лучших кругов и статус семикратного чемпиона мира.
После трехлетнего перерыва Михаэль решает вернуться в Королевские гонки — на этот раз в составе заводской команды Mercedes. Впрочем, это уже отдельная история. Отметим лишь, что развить былые успехи ему не удается и в конце 2012 года немец окончательно вешает шлем на гвоздь.
Напарники Михаэля — без шансов на титул!
Больше всего на свете гонщики не любят пропускать напарников. Но когда в команде выступал Шумахер, им приходилось смиряться со статусом второго пилота, лишь изредка выходя из тени «великого и ужасного». Немец был более упрямым и целеустремленным, его сосредоточенность на борьбе была поистине феноменальной, а в гонке проявлялось его умение реализовывать самые сложные тактические схемы. Вся команда строилась вокруг Шумми, а напарники были на подхвате и прикрывали тылы чемпиона. Болид создавали в соответствии с пожеланиями Михаэля, а на командном мостике в первую очередь планировали его гонку.
«За всю карьеру я никогда не требовал этого, ни по контракту, ни в устной форме. Я всегда считал, что на старте сезона оба гонщика получают равные возможности и технику, но вскоре становится ясно, что один из них быстрее. Тогда команда должна поддержать его. Почему? Потому что цель команды всегда состоит в том, чтобы стать первой в конце года. „Формула-1“ — не детский день рождения», — говорил Шумахер. И за все годы выступления немца «Скудерия» не придерживалась принципа равенства гонщиков. Наглядное тому доказательство — скандальный Гран-при Австрии 2002 года. В том сезоне Михаэль доминировал: практически с самого начала было понятно, что титул у него в кармане. Тем не менее команда сознательно навредила лидировавшему Рубенсу Баррикелло, приказав бразильцу пропустить Шумахера перед самым взмахом клетчатого флага.
Долгое время Михаэль удерживал сразу несколько абсолютных рекордов за всю историю «Формулы-1». С 1996 по 2006 год (11 сезонов) он выступал за команду из Маранелло, где пять раз подряд становился чемпионом — это по-прежнему уникальное достижение.
Всего Шумахер провел за Ferrari 180 гонок, и только в начале нынешнего сезона Льюису Хэмилтону удалось опередить немца по числу выступлений в одной команде (в Азербайджане британец вышел на старт своего 187-го Гран-при в составе Mercedes).
«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022
Сезон-2022 набирает обороты. В минувший уикенд состоялся Гран-при Азербайджана. Трасса в Баку всегда баловала зрелищными гонками, но этап этого года запомнился настоящей драмой для болельщиков Ferrari. На 9-м круге из-за проблем с гидравликой сошел с дистанции Карлос Сайнс, а спустя еще несколько кругов взорвался двигатель на болиде Шарля Леклера, на тот момент лидировавшего в гонке. Двойной сход и двойной удар по амбициям «Скудерии» на завоевание титула в этом году! К слову, Леклер в Баку завоевал уже шестой поул в сезоне, но одержал всего две победы — с поломками команде необходимо разобраться как можно скорее.
В итоге после уже пятой победы в сезоне Макс Ферстаппен из Red Bull уверенно лидирует в чемпионате со 150 очками. Вторым в Баку финишировал его напарник Серхио Перес, который в личном зачете теперь опережает Леклера: на счету мексиканского гонщика 129 очков против 116 у монегаска. На четвертой позиции с 99 очками — Джордж Расселл из Mercedes-AMG, который благодаря проблемам Ferrari смог взять в этой гонке бронзу. Шестнадцать очков ему уступает Сайнс. В Кубке конструкторов Red Bull опережает Ferrari уже на 80 очков (279 против 199).
Во время этапа в Баку еще больше проявился эффект продольной раскачки — некоторым командам по-прежнему не удается справиться с ней: болиды то и дело чиркали днищем на неровностях покрытия городской трассы. Наибольший дискомфорт раскачка доставляла гонщикам Mercedes: Льюис Хэмилтон, жаловавшийся на боли в спине, после финиша с трудом смог выбраться из кокпита. Впрочем, пропускать следующий этап семикратный чемпион не намерен. Тем временем Международная автомобильная федерация (FIA), руководствуясь интересами безопасности и здоровья гонщиков, обнародовала техническую директиву, согласно которой все команды теперь должны будут предпринимать меры для противодействия эффекту раскачки. При несоответствии пределу уровня вертикальных колебаний машины могут быть дисквалифицированы.
В это воскресенье борьба продолжится на автодроме имени Жиля Вильнева — в Монреале пройдет 9-й этап чемпионата. Удастся ли Ferrari взять реванш на Гран-при Канады?
VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.
И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Трансляцию гонок «Формула-1» можно смотреть на VOKA.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники