Спецпроект Спорим, вам понравится? Показываем самый крутой веломаршрут из города
У вас есть любимый веломаршрут? Наверное, предпочитаете мчаться по велодорожке вдоль набережной или нарезаете круги по хорошо знакомому парку? Но мы зовем вас в настоящее велопутешествие. Прочь из города, чтобы увидеть богатства природы да еще соцветие достопримечательностей впридачу, и, может быть, даже искупнуться в озере. Решайтесь, это под силу любому вне зависимости от того, какой у него велосипед и отметка по физкультуре. И даже тяжелый рюкзак собирать не придется. Onlíner объездил окрестности столицы в поисках интересных маршрутов, а наши партнеры из Fruds подкинули провизии в дорогу. Так что крутим педали, сегодня — в Раубичи.
Велодорожка в Раубичи
Чтобы найти этот маршрут, достаточно ориентироваться на витебскую трассу. МКАД удобнее всего пересечь через подземный пешеходный переход в районе улицы Тикоцкого, а дальше — примерно 15 километров чистого удовольствия. Велодорожка будет тянуться вдоль автодороги М3 до ее развязки с МКАД-2 у деревни Белые Лужи. Строили эту велодорожку к Олимпиаде-80, однако, несмотря на почтенный возраст, покрытие сохранилось вполне неплохо: асфальт, конечно, растрескался там и тут, но трещины старались заделывать, поэтому ехать вполне комфортно даже на жестком шоссейном велосипеде, а уж на всех прочих видах — это комфортная «матрасная» поездка, не представляющая каких-либо сложностей (едва ли вы затратите на нее больше часа с небольшим в одну сторону).
Странное нововведение последних лет — разметка, которую стало так модно наносить на тротуары столицы и пригорода. Как будто белая полоса действительно способна разграничить потоки, избавив всех участников движения от проблем. Задумка ясна: велодорожку в Раубичи хотели сделать еще и загородным пешеходным маршрутом. Результат вышел спорным: треть от ширины полотна отлинеили, нарисовав на ней пешехода, а оставшееся пространство разделили пополам для встречных велосипедистов. При этом на некоторых участках края дорожки изрядно подъела трава, так что для проезда в одну сторону осталось меньше полуметра. Соблюдая здесь требования разметки, рискуешь зацепиться рулями с велосипедистом, который едет в противоположном направлении (у горников ширина руля зачастую 70—80 сантиметров — вот и считайте).
Рельеф этого маршрута весьма пологий, то есть почти не имеет спусков и подъемов, что еще больше упрощает его для городских велопутешественников. Зато есть настоящие тоннели: короткие, но со своей спецификой. Освещения в них нет (по крайней мере, в дневное время), поэтому въезжать под своды лучше на небольшой скорости. Во-первых, глаза не успевают адаптироваться, и ехать приходится почти на ощупь, а во-вторых, в этих тоннелях наихудшее состояние дорожного полотна в сравнении со всем остальным маршрутом. Кроме того, можно встретить битые бутылки и прочий мусор. А еще здесь заметно трясет на буграх — имейте это в виду. Некоторое исключение представляет самый первый тоннель со стороны города: там явно не так давно перекладывали асфальт.
Напоминание о том, что ехать всегда нужно с разумной осторожностью, получаем почти сразу же, не успев отъехать от Минска и на несколько километров. Во время строительства торгового комплекса «Валерьяново» велодорожка на этом участке была реконструирована, здесь уложили совсем новый асфальт. Он ровнее старого, но на поверку оказался не таким надежным: ищите пешехода, который в буквальном смысле теряет голову. После очередного поворота асфальт посреди полосы провалился, образовав глубокую яму. Попасть сюда передним колесом почти гарантированно означает опрокинуться со всеми вытекающими последствиями — будьте осторожны. Никаких признаков ремонтных работ мы не обнаружили, остается лишь догадываться, сколько эта яма здесь просуществует.
Тот, кто едет здесь не в первый раз, хорошо знает участки со звездочкой. Совсем неподалеку можно напороться на песок, который смывает на дорожку со стороны витебской трассы после того, как там заменили опоры освещения. Песок этот периодически убирают, это заметно, но лучше все-таки быть начеку, особенно в сумерках, ведь собственного освещения велодорожка не имеет. Чтобы не забуксовать, облегчите передачу на велосипеде, чуть сбавьте скорость, снижая риск заноса, и не суйтесь в самую насыпь, постарайтесь проехать ее по краю.
В остальном же олимпийская велодорожка в Раубичи все еще в завидной форме, несмотря на возраст. Доступность, простота, общий километраж, а главное, красоты, которые ждут впереди, делают ее лучшим маршрутом, который по силам освоить всей семьей.
Через лес или напрямик
Добравшись до Белых Луж, нужно сделать выбор. Раубичи уже совсем близко. Перед въездом в тоннель под МКАД-2 можно выбраться на неприметную тропку, ведущую мимо деревенского забора. Она выведет на велодорожку, которую построили после реконструкции трассы Р80. Эта велодорожка из ниоткуда в никуда — предмет отдельного разговора, как и то, почему к ней нельзя было сделать нормальный съезд. Но уж до спорткомплекса она способна довести: каких-то полтора километра, и вы на месте, а маяком станут те самые трамплины, возвышающиеся над лесом.
Но куда интереснее изначальная лесная дорога к спорткомплексу. Поэтому едем в тоннель и не обращаем внимания на знак, обозначающий конец велодорожки. Это не велодорожка заканчивается, а заканчивается участок, который можно так называть, маршрут же уводит в лесную чащу, где со всех сторон подступают заросли, а комары звенят в прохладной тиши даже в самый жаркий день.
Дорога здесь местами битая-перебитая, но это скорее для сведения, а не для того, чтобы вас напугать. Главное, не разгоняться на участках, которые плохо просматриваются. Это все же лесная тропа, и относиться к ней нужно соответствующим образом. Примерно те же полтора километра, и мы выезжаем к Околице и Раубичам. Здесь конечная точка этой части веломаршрута, но лишь начало большого путешествия, которое вы можете себе устроить. Ни в коем случае не торопитесь разворачиваться: не для того мы приехали, чтобы так скоро пускаться в обратный путь.
Что должно быть в велосумке
Небольшое отступление на привале. Что нужно обязательно брать с собой в любую велопоездку — хоть длинную, хоть короткую? Давайте откроем велосумку и посмотрим, что внутри.
Кроме воды и перекуса, которые необходимо везти обязательно, в дорогу нужно взять минимальный комплект инструментов, который позволит справиться с возможными неприятностями. Обзаведитесь набором ключей, подходящих к вашему велосипеду: бывает, нужно что-то подкрутить в дороге, будь то вынос руля или подседельный хомут. Также понадобятся небольшой насос, монтажные лопатки и ремкомплект или запасная камера на случай прокола. Салфетки — тоже незаменимая вещь в пути, так же как и некоторое количество денег (по крайней мере, для того, чтобы пополнить провизию).
А уж со смартфоном, уверены, вы и так не расстаетесь: нужно же фотографировать все те красоты, ради которых мы приехали. Да и иметь связь в дороге нужно обязательно.
Раубичи. На что посмотреть?
Итак, мы добрались до Раубичей, чем займемся здесь? Сбавляйте скорость, чтобы ничего не пропустить.
Прежде всего и в самом комплексе, и поблизости от него есть много вариантов для того, чтобы остаться с ночевкой и растянуть велопутешествие на все выходные или даже часть отпуска. И в аутентичной агроусадьбе, и в спортивной гостинице вы сможете комфортно разместиться для отдыха, чтобы провести какое-то время на природе, вдали от городского шума. И любитель пеших прогулок, и рыбак, и сторонник здорового образа жизни с излишествами или без них найдут себе занятие по душе. К велосипедистам здесь привычны, поэтому не беспокойтесь за сохранность своего транспорта.
Раубичи в этом плане уникальное место, куда действительно удобно добраться на велосипеде и где при этом можно отдохнуть хоть с семьей, хоть с друзьями. Все другие локации, претендующие на роль туристических объектов, вынуждены кусать локти, так как не имеют столь же развитого велосообщения с большим городом. Можно, конечно, приехать на машине, но зачем, ведь на велике гораздо интереснее.
Планируя путешествие с ночевкой, можете смело рассчитывать на то, что найдете здесь баню, так что педали долго крутить не придется, а расслабляющие процедуры не заставят себя ждать. Можно спланировать и на сто процентов спортивный уик-энд: в комплексе есть футбольные поля, теннисные корты, ледовая площадка — приезжайте большой компанией.
Приятно засидеться где-нибудь на скамеечке у живописного моста допоздна, вдыхая чистый летний воздух и разглядывая звездное небо. Увидите падающую звезду — обязательно загадайте желание (говорят, сбывается).
В Раубичах приятная атмосфера: молодые спортсмены убегают на тренировочные трассы, здесь нет толчеи и суматохи, как в прочих популярных местах. Кроме того, с вами ваш велик: объездите все дорожки, чтобы не упустить ничего.
Что касается самого спорткомплекса, то он жив, причем находится в весьма достойном состоянии, даром, что открыт в 1974 году. Беговые трассы для лыжников и биатлонистов (летом — для лыжероллеров) действительно на высоком уровне, это отмечают в первую очередь спортсмены, которые приезжают на тренировки и соревнования. Да чего там, чемпионат мира по биатлону здесь проводился четырежды и столько же — чемпионат Европы, причем последний раз в 2020-м.
Иное дело — трамплины. Они, откровенно, переживают не лучшие времена и выглядят соответствующим образом. Несколько обнадеживает начавшаяся реконструкция — возможно, она вдохнет жизнь в эти уникальные для региона, по-спортивному величественные рукотворные горы.
Но спортивные маршруты — для спортсменов, да и нечего делать без подготовки на тех подъемах и спусках. Впрочем, если все-таки любите узнать больше о собственных границах, то велочеллендж в Раубичах мы вам предложим.
Что еще за велочеллендж?
Одни из самых интересных объектов в спорткомплексе — это обзорные площадки (есть одно непопсовое местечко — обязательно о нем расскажем), а также церковь со старым кладбищем. На самом деле в здании уже давно располагается музей народного искусства, но изначально это все-таки храм, появившийся здесь аж в середине XVII века. Он перестраивался, к тому же серьезно пострадал в Великую Отечественную. Во время строительства спорткомплекса его и вовсе собирались снести, но каким-то чудом здание отстояли. Оно было восстановлено, правда в духе времени. Поэтому теперь со стороны трамплинов постройка скорее напоминает именно музей, а вот со стороны кладбища — старый храм.
И вот туда из комплекса ведут две дороги, на которых велосипедистов встретить как раз проще, чем автомобили. Одна дорога начинается неподалеку от главных ворот: проезжайте мимо стоянки, а затем сворачивайте при первой возможности вправо. Маршрут уводит в тень деревьев и сразу идет на подъем. Он не слишком крутой, но и не короткий: готовьте передачу полегче.
Доберетесь до верха? Тогда вас ждет вознаграждение: притормозите у основания первого трамплина. По обе стороны от него в густой траве можно различить едва заметные тропки: ступайте на них и выйдете на нигде не обозначенную площадку, откуда открывается, возможно, самый красивый вид на окрестности. Однако будьте осторожны и благоразумны, площадка не приспособлена для таких визитов, да и по сути никакой площадкой не является.
Если предпочитаете что-то более обустроенное, то официальная смотровая площадка расположена чуть дальше, за третьим трамплином. Будьте уверены, что не проедете мимо, хотя как раз этим летом там немного шумно из-за уже упоминавшейся реконструкции.
Но настоящий велосипедный вызов таится по другую сторону холма, который вы бы использовали как спуск, если уже поднялись сюда. Подъем, ведущий со стороны стрельбища, — это 250 метров со средним уклоном почти 10 градусов. Это как крутейший участок Col de l’Iseran — легендарного альпийского перевала, который то и дело проезжают гонщики во время «Тур де Франс». Но там километры и километры подъема, а здесь у нас всего 250 метров. Но, может, для небольшого велочелленджа хватит и этого? Попробуете въехать на велосипеде?
Важно: не нужно этого делать при плохом самочувствии или медицинских противопоказаниях. Нагрузка на сердечно-сосудистую систему может быть весьма значительной.
Подъем начинается сразу круто, но кажется, что до вершины — рукой подать, если прибавить хода. Можно и прибавить, но затем выясняется, что дорога просто скрывается за поворотом, и это отнюдь не конец. И хоть наклон становится чуть более пологим, улыбку на лице сменяет напряженная гримаса, а внутренний голос корит за излишнюю самоуверенность в начале. На финише ждет та самая обзорная площадка, но пока, право слово, не до нее. Крутить педали сидя становится сложно: при таком уклоне переднее колесо не догружается в достаточной мере и на маленькой передаче велосипед норовит встать на дыбы.
Короче говоря, хорошее испытание для любителей такого вида программы. Если не наелись с первого раза, никто не мешает подняться во второй, в третий и дальше по кругу, пока не почувствуете свой предел. Еще раз: это не утренняя пробежка, будьте внимательны к своему физическому состоянию и не рискуйте здоровьем.
Дубровское водохранилище
Мы бы, возможно, и справились за день, накатавшись вдоволь по раубичским холмам, но ведь этим все не ограничивается. С запада вплотную к спорткомплексу подкатываются воды реки Усяжа и Дубровского водохранилища. И оно точно заслуживает того, чтобы провести здесь целый летний день.
Вдоль водоема можно проехать на велосипеде, воспользовавшись для этого местными дорогами. Опять же велосипедистов здесь немало, водителей этим не удивить. Объехать Дубровское по периметру вряд ли удастся, да и незачем. Мы нашли несколько живописных площадок для отдыха, куда удобно подъехать на велосипеде, ориентируйтесь по карте.
На западной стороне водохранилища расположены два крупных пляжа, где наверняка удастся найти местечко любителям такого отдыха. Кстати, заядлым велосипедистам лежание на пляже еще как показано: нужно же как-то сглаживать специфический велосипедный загар с черными руками от локтя и белым животом.
Есть здесь и своя дамба: покороче, чем на Минском море, но тоже весьма живописная.
Подводим итог
Велодорожка в Раубичи — уникальная история. Для минчан и жителей пригородов это едва ли не единственная возможность комфортно и безопасно путешествовать на велосипеде безо всяких лишних забот. Не нужно искать объездные маршруты или ехать по-соседству с автомобилями, не нужно нагружать с собой баулы с палатками и провизией. Пятнадцать километров в одну сторону по вполне нормальному покрытию — это осилите и вы, и ваша семья, даже если на одном из велосипедов установлено детское кресло. Какой-то час, и вы в отпуске: с пляжным отдыхом, экскурсиями, прогулками на природе и проживанием в отеле.
Такие же маршруты напрашиваются во все уголки этой красивой страны. Даже отсюда, из Раубичей, легко было бы добраться до курортов в Логойске и Силичах. А может быть, рвануть еще дальше, куда-нибудь на Браславы, останавливаясь по пути на отдых в тех же агроусадьбах, в которых наверняка были бы рады потоку велопутешественников. Есть условия и предпосылки, ведь летать в отпуск, к сожалению, не становится проще. Так почему же не использовать местный потенциал? Кому нужны непонятные куски размеченного асфальта из ниоткуда в никуда, когда рядом столько красоты? В конце концов, раз уж не летают самолеты, давайте крутить педали: из велосипедного седла тоже многое можно увидеть.
Fruds — smart food из натуральных ягод и фруктов, с клетчаткой льна и пищевыми волокнами, без добавления сахара. Отличный вариант для быстрого, полезного и легкого перекуса среди рабочего дня или после тренировки. Fruds не нужно хранить в холодильнике, а еще удобно носить даже в самой маленькой сумке. А весной бренд выпустил еще две новинки — FRUDS IMUNO и FRUDS ENERGY.
Спецпроект подготовлен при поддержке СООО «Оазис Груп», УНП 690655159.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов