Во что превратится Lada после ухода Renault?

Полувековая история российской компании «АвтоВАЗ» волнообразна. Когда по советским дорогам поехали первые «Жигули», это были современные модели, построенные в партнерстве с итальянцами. Первый самостоятельный проект ВАЗа — внедорожник «Нива» — стал успешным не только на родине, но и в других странах по всему миру. Но ближе к 1990-м продукция завода устарела, и вплоть до начала 2010-х автомобили с ладьей на решетке радиатора оставляли желать лучшего. Никчемные «десятки» и «приоры», хотя и расходились в РФ большими тиражами, за пределами родины были никому не нужны. После выхода Granta ситуация стала улучшаться, и к концу второго десятилетия XXI века Lada расцвела, превратившись в современного производителя бюджетных машин. Опять помогли европейцы (на этот раз французы). Но день 24 февраля расколол историю российского автогиганта на до и после. Похоже, нас ждет очередная нисходящая волна в истории самой популярной марки из РФ.

Разница между рынками России и Беларуси

В России автомобили Lada всегда продавались очень хорошо, даже когда линейка бренда состояла из Priora и Kalina. В Беларуси редкие физлица становились обладателями этих устаревших моделей, потому что в нашей стране автолюбители более требовательны к машинам. Есть две очевидные причины такой разницы между нашим рынком и российским. Во-первых, у нас под боком границы Западной Европы, и уже в 1990-х белорусы начали привыкать пусть и к подержанным, но современным европейским, японским и американским автомобилям. Двадцать лет назад, когда условный житель Перми выбирал между ВАЗ-2112 и ВАЗ-2110, житель Лиды изучал в польских газетах объявления о продаже Volkswagen Golf и Opel Astra.

Во-вторых, россияне всегда с большим патриотизмом относились к машинам местного производства, а у белоруса никакого патриотизма в отношении чужой страны, безусловно, нет. Для нас с вами фраза «Сделано в России» не является чем-то сакральным, и она не превращает любой товар в ценное имущество. Отсюда, кстати, разное отношение к уровню локализации машин, производимых в РФ. Трудно представить себе белоруса, который при покупке автомобиля будет искать модель с наибольшим количеством российских компонентов. А вот для жителя восточной страны-соседки этот показатель действительно важен.

В последние годы марка Lada была очень популярной и в Беларуси, и в России. Однако доли продаж различных моделей заметно различались. Например, в 2021 году россияне купили 113 698 Lada Vesta и почти столько же (111 430) Lada Granta. Это две самые продаваемые в РФ машины. В Беларуси ситуация иная. Первое место у нас тоже занимает Vesta (4803), но вот Granta отстает от лидера аж в три раза — 1660 проданных авто (и то неизвестно, сколько из них купили организации). Даже намного более дорогой Volkswagen Polo популярнее Granta в нашей стране. Это связано с тем, что вместо новой Lada Granta большинство белорусов предпочтут подержанную машину (пока еще есть из чего выбирать).

В 2021 году уровень локализации Lada Granta составлял 4621 балл (из 8800 возможных). Для сравнения: у Vesta этот показатель составляет 3995 баллов, а у Largus — и того меньше — 3420. В 2022 году баллов добавится у всех моделей: производитель вынужден искать местных поставщиков комплектующих, которые раньше привозились из Европы. Самые сложные импортные узлы планируют привозить из Китая. Но если заменить чем-то блок ABS можно, то вот с архитектурой все намного сложнее. Давайте заглянем в стратегию развития АвтоВАЗа и посмотрим, каких моделей мы с вами лишимся, если Renault окончательно оставит российскую компанию в свободном плавании.

Куда делась обновленная Lada Vesta?

Локомотив продаж Lada — семейство Vesta — получило первое обновление 22 февраля 2022 года. Причем россияне позиционировали новинку как новое поколение (NG), а не рестайлинг (FL). Автомобиль получил нарядную LED-оптику, цифровую приборную панель и новую мультимедийную систему. Планировалось, что продажи Vesta 2023 стартуют уже летом: в последние годы Lada не задерживала новинки, и между дебютом и началом продаж обычно проходило от силы пару месяцев. Но вот уже середина июня, а в продаже по-прежнему старая Vesta.

Дилеры даже не дают прогнозов, когда обновленные модели появятся в шоурумах. «Кто знает, может, вообще не дождемся рестайлинга», — сказали нам в отделе продаж одного из автоцентров, когда мы готовили статью про цены на новые авто (кстати, сейчас белорусские цены на Lada переведены в российские рубли).

Эксперты издания Avtograd News уже 29 марта выдвинули предположение, что обновленная Lada Vesta может не появиться в продаже до конца 2022 года. Без ряда импортных электронных комплектующих наладить производство такой современной модели, как Vesta 2023, нелегко. В начале лета появились фотографии автовозов с рестайлинговыми Lada Vesta, которые якобы повезли дилерам. Это была первая товарная партия, которую собрали на заводе «Lada Ижевск» в конце апреля. Что с этими машинами, неясно. Возможно, это те 56 машин, которые были собраны в качестве тестовых экземпляров для журналистских обзоров. Но мы пока еще не видели ни одной фотографии Vesta 2023 на дороге общего пользования, а значит, ни один дилер продажи или тесты не начал. Vesta FL — очень ожидаемая новинка, и про нее уже сделали бы тысячу обзоров на YouTube, если бы у кого-то появилась такая возможность. Значит, «доступа к телу» пока нет.

Учитывая, что рестайлинг уже готов, можно предположить, что рано или поздно Vesta 2023 доберется до конвейера — по крайней мере в каком-нибудь «антисанкционном» виде без подушек безопасности, ABS и с двигателем «Евро-0». Хватит ли китайских комплектующих для сборки большой мультимедийной системы, которую анонсировали для новинки, — большой вопрос. Непонятно, будет ли в машине обещанная поддержка Apple CarPlay и Android Auto. Так или иначе, производство Vesta без помощи Renault возможно: машина построена на своей платформе и практически не использует французских узлов.

Вот о чем, вероятно, придется позабыть, так это о Lada Vesta Sport, которая вместо нынешнего 1,8-литрового мотора мощностью 145 л. с. должна была получить 1,3-литровый турбодвигатель мощностью 150 л. с. Обещалось, что он будет оснащаться 6-МКП или вариатором. Это двигатель совместной разработки Daimler и Renault — вряд ли его позволят использовать для моделей Lada.

А будет ли рестайлинг Lada XRAY?

По плану Renault, обновление Lada XRAY должно было произойти в 2023 году, когда к рестайлинговой Vesta уже все привыкнут и доработанный XRAY будет восприниматься как очередной глоток свежего воздуха. Этот проект под большим вопросом. Lada XRAY — это не самостоятельная модель АвтоВАЗа, а перелицованный хетчбэк Dacia Sandero Stepway старого поколения. Машина построена на платформе B0 — доступ к этой модульной архитектуре россияне вроде как получили от Renault вопреки санкциям. Французы уже не используют эту устаревшую базу, поэтому даже после ухода с рынка ТС они могут оставить право на использование платформы компанией «АвтоВАЗ». Это, кстати, позволит россиянам продолжить выпуск Renault Duster.

В последние три месяца о рестайлинге Lada XRAY никто даже не говорит: хватает других проблем. АвтоВАЗ не может возобновить производство более востребованных моделей, поэтому хетчбэк отодвинут на второй план. Но рано или поздно решать что-то с XRAY придется. Здесь выхода два: либо убрать модель с рынка и забыть про нее, как про ВАЗ-2120 («Лада Надежда»), либо производить в более простом виде. Теоретически это тоже можно сделать за счет российских и китайских поставщиков, по крайней мере пока французы оставляют АвтоВАЗу право пользования платформой B0.

Про новую «Ниву» можно забыть?

На прошлогодней презентации Renaulution представители Renault и АвтоВАЗа сообщили, что новую Lada Niva построят на платформе CMF-B, а значит, модель будет унифицирована с современными европейскими Dacia. Тогда говорилось, что в основе системы полного привода для новой «Нивы» будет лежать многодисковая электронно-управляемая муфта, автоматически перекидывающая крутящий момент в различных пропорциях между осями. Обещали и продвинутый режим Lock, дающий каждой паре колес ровно половину крутящего момента.

Сегодня можно сказать наверняка: доступ к платформе CMF-B россияне не получат. Это современная архитектура, которая используется в европейских моделях. Проект «Нивы» XXI века придется либо отложить, либо значительно переделать. Есть слухи, что россияне начнут выпуск Duster под брендом Lada, но никакой конкретики по этому поводу официально не публиковалось.

Ожидалось, что новая Niva будет предлагаться с 2-литровым бензиновым мотором от предыдущего Duster и даже с 1,3-литровым турбодвигателем. Как и Lada Vesta Sport, флагманский вариант Niva теперь уже вряд ли получит этот 150-сильный двигатель, равно как и вариатор. Можно забыть и о технологиях типа мониторинга слепых зон, ассистентов и других плюшек, которые должны были достаться новой линейке Lada вместе с платформой CMF-B.

Что насчет «абсолютно нового семейства сегмента B»?

В своем обращении к клиентам и сотрудникам АвтоВАЗа год назад Николя Мора заявил о выходе «абсолютно нового семейства сегмента B». Эта короткая фраза вызвала много вопросов. Ведь, по сути, к семейству B относятся все модели Lada: и Vesta, и XRAY, и Granta. И здесь на помощь приходит логика. Самым старым семейством из ныне выпускающихся является Granta. Даже рестайлинг, объединивший Granta с Kalina, не спасает ситуацию и не делает модель менее устаревшей. И хотя Granta по-прежнему отлично продается в России, рынок явно требует нового поколения. Дождемся ли мы его? Не факт.

К 2025 году Granta должна была получить платформу от Logan (вероятно, уже от нового Logan, то есть CMF-B) и стать «сердцем» новой линейки Lada. На этот проект французы делали большую ставку. Но сейчас уже ясно, что никто не будет продолжать работать над новым семейством. Хорошо бы вернуть подушки безопасности и ABS обычной Granta, не говоря уже о новом поколении на современной платформе.

«Российской Dacia» не будет

Еще в начале 2022 года компания Lada была похожа на Skoda конца 1990-х. Если помните, тогда чешская марка только-только начинала раскрывать свой потенциал под крылом крупного концерна (VAG) и постепенно стала конкурировать как с бюджетными моделями, так и с самим Volkswagen. Компания Renault хотела провернуть похожий трюк с Lada. За ближайшую десятилетку из АвтоВАЗа должен был получиться местный аналог Dacia с уникальным модельным рядом, соответствующим требованиям здешней аудитории. Но сейчас российский производитель остался один на один с рынком.

Единственное, что может сохранить продажи будущих Lada на высоком уровне, — это отсутствие конкуренции. Ведь дела плохи не только у Renault и Lada — Kia, Volkswagen, Hyundai, Skoda и другие бренды приостановили свою работу в России. А это значит, что народ будет готов покупать то, что будет в наличии. Пусть даже без ABS и подушек безопасности.

LADA Vesta I, 2019 г.в., 45 000 км оранжевый, универсал, бензин 1.8 л, автоматическая, передний привод 33 263 р. 13 000$ / 12 481€ LADA Vesta I, 2021 г.в., 21 000 км синий, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод 33 966 р. 13 275$ / 12 745€ LADA Vesta I SW, 2021 г.в., 12 200 км оранжевый, универсал, бензин 1.6 л, механическая, передний привод 39 212 р. 15 325$ / 14 713€ Посмотреть все объявления Разместить объявление Автобарахолка мобильное приложение

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор:&nbspДенис Логунович

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *