Долгое время в нашей стране профессия водителя грузовика была под запретом для женщин. Объясняли это вредом для их здоровья. Некоторые женщины все равно работали дальнобойщицами, для этого им приходилось устраиваться в международные компании. Теперь ситуация может поменяться. Согласно исследованию, почти 80% транспортных компаний Беларуси готовы брать на работу водителями большегрузов женщин.

Свежее заявление правительства

По нашим данным, в 2021 году женщинам в России разрешили работать на машинах грузоподъемностью свыше 2,5 тонны, но не более пяти. В Беларуси последний раз изменения в постановление Совмина «О списке тяжелых работ» вносили в 2014 году. Среди прочих там значится пункт «междугородные пассажирские перевозки на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн (самосвалах 2,5 тонны)».

«Этот список существует не для того, чтобы каким-то образом ущемить права женщин, — приводит объяснение начальника управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда Ивана Карчевского информагентство „Минск-Новости“. — Ставится задача защитить их здоровье, в первую очередь репродуктивное. Для женщин установлены более щадящие нормы нагрузок. По мере развития технологий ситуация с условиями труда меняется, по ряду профессий они значительно улучшаются. Также уйдет из списка запрет работать водителем на междугородных пассажирских автобусах, машинистом поезда метро, трактористом-машинистом (работы по опрыскиванию полей химикатами)».

Потому планируют снять ограничение на работу женщин дальнобойщиками — на грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн. В Минтруда утверждают: оно было вызвано в первую очередь повышенным шумом и вибрацией в кабине водителя, но в современных тягачах этих проблем уже нет.

Помощь женщин в грузоперевозках может пригодиться и в условиях дефицита дальнобойщиков. Правда, если в феврале ситуация на внутреннем (белорусском) рынке труда была напряженной из-за нехватки водителей, то сейчас, после введения запрета на выезд из страны в ЕС, он вполне насыщен. Другой вопрос, что не все мужчины готовы в сложившихся условиях продолжать работать за такие деньги.

Исследование. Большинство транспортных компаний — за

По мнению большинства пользователей Onllíner, идея хорошая.

А что скажут профессионалы отрасли? «В США и Европе в среднем каждый 4-й водитель фуры — женщина, в России их доля — примерно 2—3% от общего числа дальнобойщиков, — говорит Татьяна Солдатенко, директор компании-представителя „Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси“. — В Беларуси таких подсчетов не проводили, но думаю, этот процент может быть еще меньше, чем в России. И одна из причин — как раз таки существующие ограничения на работу в этой сфере. Россиянки и белоруски-дальнобойщицы сейчас чаще работают на зарубежные компании. Там можно и проще трудоустроиться официально. Снятие ограничений на работу в этой сфере для женщин у нас в стране — позитивный момент».

В опросе, проведенном среди белорусских транспортных компаний, зарегистрированных на международной бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU, почти 22% пользователей на вопрос «Готовы ли вы взять на работу дальнобойщиком женщину?» ответили категорическим «нет». Еще 19% ответили на этот вопрос положительно. И 69% выбрали вариант «Мне все равно, женщина или мужчина. Главное, чтобы был профессиональный подход к делу». Пользователи могли выбрать несколько вариантов ответа. Отмечают, что те, кто выбирал «да», часто выбирал и «Мне все равно, женщина или мужчина…». Несмотря на такие позитивные в плане толерантности результаты, вариант «У меня уже работают женщины-дальнобойщицы» не выбрал никто из опрошенных.

Отсутствие гендерных предрассудков — прекрасная тенденция. Однако тот факт, что сейчас ни в одной из принявших участие в опросе компаний не работают девушки, заставляет усомниться в искренности респондентов. Ведь белоруски уже работают дальнобойщицами в зарубежных компаниях. Что касается решения вопроса с дефицитом водителей, то вероятность справиться с ним только за счет женщин крайне низка. Здесь нужны комплексные меры и от нанимателей, и от государства по повышению привлекательности работы перевозчика и улучшению условий его труда — в машинах, на пунктах погрузки-разгрузки, стоянках.

Автор:&nbspАндрей Гомыляев. Фото:&nbspархив auto.onliner.by

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *