Климат-контроль давно перестал быть недосягаемой для многих опцией, хотя некоторые по-прежнему не в полной мере понимают особенности его работы. Начнем с того, что называть климат-контроль кондиционером с автоматическим управлением не совсем корректно, – все намного сложнее.
Основное отличие
Кондиционер просто позволяет получить холодный воздух в условиях высокой температуры окружающей среды. Но интенсивность обдува и распределение потоков водитель выбирает вручную, поэтому эффективность и безопасность использования для здоровья во многом зависят от применяемых настроек, пишет Автобизнес.
Климат-контроль при использовании его в автоматическом режиме самостоятельно регулирует направление и интенсивность потоков, а также их температуру (используя обогреватель и кондиционер), чтобы обеспечить заданный водителем температурный режим. Самые элементарные примеры: зимой интенсивность обдува будет меняться автоматически по мере прогрева двигателя, осенью стекла не будут потеть из-за подачи к ним «подсушенного» кондиционером воздуха, а летом система так распределит потоки, чтобы не было локальных зон «перегрева» и «переохлаждения».
В итоге система освобождает водителя от необходимости постоянно менять настройки в зависимости от изменения внешних условий (например, вышло солнце, стало нагревать салон – надо делать температуру ниже или интенсивность обдува выше), а также зачастую регулирует температуру более точно и грамотно, особенно в случае, когда салон под воздействием внешних факторов охлаждается/прогревается неравномерно. Впрочем, тут многое зависит от исполнения и качества доводки системы.
Кроме того, климат-контроль обеспечивает дополнительные преимущества, особенно если говорим про «продвинутые» системы в дорогих автомобилях. Так, за счет грамотного распределения потоков и оптимизации режимов работы вентилятора работающий в автоматическом режиме климат-контроль помогает достигать меньшего расхода топлива в сравнении с включенным кондиционером, особенно в случаях, если предусмотрен экономичный режим работы. Некоторые системы оснащены датчиками качества воздуха – и они автоматически переходят в режим рециркуляции, чтобы избежать забора «грязного» воздуха с обилием вредных веществ.
Раздельный климат-контроль позволяет обеспечивать разные температурные режимы в зонах водителя и переднего пассажира в случае с 2-зонным исполнением системы, а также и для заднего ряда в случае с 3- и 4-зонными вариантами. Правда, стоит понимать, что возможности системы отнюдь не безграничны, так что реальная возможная разница редко превышает 7-8 градусов.
Как это работает
Режимами работы отопителя, кондиционера и вентилятора заведует электронный блок управления, который получает данные с различных датчиков (температуры двигателя, температуры в салоне и за бортом, освещенности и т.д.). «Техзадание» задает сам водитель, когда выставляет на блоке управления желаемую температуру. Напомним, что автоматический режим можно отключить, либо нажав соответствующую клавишу, либо меняя интенсивность обдува или распределение потоков. Тогда климат-контроль перейдет в режим ручного управления (по крайней мере так происходит на большинстве марок).
На основании имеющихся параметров и «техзадания», работая по прописанным алгоритмам, блок управления определяет режимы работы кондиционера, отопителя, вентилятора. Потоки воздуха направляются с помощью электронно-управляемых заслонок. При этом, как мы отметили выше, в «продвинутых» системах может учитываться температура и освещенность индивидуальных зон салона, что позволяет более точно поддерживать заданный микроклимат.
Заметим, что в конечном счете «адекватность» работы климат-контроля зависит не только от сложности системы, но и от проработки алгоритмов ее работы. Здесь, как правило, на высоте оказываются как раз премиальные «немцы», тогда как в машинах марок попроще работа системы может вызывать те или иные нарекания.
Сложнее – значит, капризнее?
Да, так и есть. Понятно, что со временем могут возникать те же вопросы, которые имеются и у обычного кондиционера (самые распространенные – утечки хладагента из-за коррозионного разрушения конденсатора, испарителя или подводящих трубок, выход из строя компрессора). И точно так же, как в автомобиле с обычной «печкой», с возрастом может потребовать замены моторчик вентилятора. Но система климат-контроля сложнее, у нее есть дополнительные элементы, а значит, в какой-то момент могут потребовать внимания и они.
Так, одна из потенциальных проблем – выход из строя управляемых заслонок. Из-за отказа привода или механической поломки самих заслонок они могут подвисать в открытом или закрытом положении, что приводит к некорректной работе всей системы. При этом их замена, как правило, подразумевает трудоемкую и недешевую операцию, поскольку приходится частично или полностью разбирать переднюю панель. Справедливости ради отметим, что в современных автомобилях с обычным кондиционером тоже могут иметься заслонки с не тяговым, а пневматическим или электроприводом (например, заслонка, отвечающая за рециркуляцию).
Также к некорректной работе климат-контроля приводит отказ одного или нескольких датчиков (температуры, освещенности) либо сбой в работе электронного блока управления (но это случается гораздо реже). Здесь уже на первое место выходит качество диагностики: важно определить истинного виновника проблем, чтобы случайно не заменить хорошо работающий элемент конструкции. Бывали случаи, когда некорректная работы системы была вызвана не отказом датчика, а тем, что он оказывался закрыт посторонними предметами (например, игрушками на панели).
Соответственно, чтобы отсрочить появление проблем и минимизировать их последствия, надо следовать тем же рекомендациям, что и при эксплуатации автомобиля с кондиционером. А это периодическая (примерно раз в 2 года) проверка объема фреона в системе и его пополнение при необходимости, проверка состояния, очистка радиатора и соединительных трубок, очистка или антибактериальная обработка испарителя, наконец, своевременная замена салонного фильтра. Последнее особенно важно, так как от этого отчасти зависит ресурс заслонок и их привода.
Источник: autogrodno.by