Первые дни марта 2022 года взяты за точку отсчета не случайно. Именно с этого момента в автомобильном бизнесе Беларуси произошло немало перемен.
Каковы они, мы поинтересовались в лизинговой компании «Евротайм», специалисты которой сделали анализ рынка новых и подержанных автомобилей для Newgrodno.by.
— В первую очередь перемены на авторынке коснулись ценообразования и ассортимента выставляемых на продажу машин. Цены, как вы уже наверняка заметили, изменились не в сторону уменьшения как на рынке новых авто, так и в сегменте автомобилей с пробегом. Первые подорожали едва ли не вдвое, вторые прибавили в стоимости от 20 до 40%.
С ассортиментом все оказалось еще интереснее, и здесь сразу стоит разделить новые и подержанные авто.
В сегменте новых авто приток машин фактически сошел на нет, и по сей день, за редким исключением, официальные дилеры распродают те новые автомобили, которые в начале весны оказались на их складах в Беларуси. Отсюда, по-большому счету, и рост цен. Покупателей он, естественно, не порадовал, и это не замедлило сказаться на объемах проданных новых легковых авто. В апреле он был в 5,5 раза, в мае в 7,2 раза, а в июне в 3,1 раза ниже аналогичных показателей прошлого года.
Причем, даже с учетом этого, многие марки и модели у белорусских дилеров новыми уже не купить. В этом несложно убедиться, посетив дилерские сайты, на которых многие позиции уже убраны, а на некоторые оставшиеся цены предоставляются только по запросу. Возможно, это сделано, чтобы не шокировать покупателей сразу. Поводов же для снижения цен, если говорить объективно, пока нет, т.к. количество новых машин в наличии неуклонно продолжает сокращаться.
«Фиат» за 600 рублей и «сигара» за 1 тыс. Какие машины можно купить на гродненском «конфискате»?
По данным аналитиков «Евротайм», с подержанными авто ситуация несколько иная. В марте количество предложений на самом популярном сайте-агрегаторе автообъявлений в РБ выросло до 56 000. Фактически за 1-2 недели в дополнение к стандартным для белорусского рынка 42-45 тысячам объявлений прибавилось еще около 10 000 предложений. Затем эта цифра пошла на спад и уже в мае-июне вернулась к привычным 42 000. При этом ценники отнюдь не упали, в отличие от курсов USD и EUR. Впрочем, рынок «вторички» хорош тем, что на нем всегда можно поторговаться, особенно если машина условно не проходная на РФ (не Euro-5 и т.п.).
К примеру, в Гродно и области с марта по сей день предлагается немногим более 4 тысяч автомобилей с пробегом.
Из них фактически половина (около 2 100 шт.) старше 20 лет. 13-летний рубеж преодолели еще 1100 продаваемых в Гродненской области машин с пробегом. Здесь самое время вспомнить о нормах Euro-5, на которые большинство европейских производителей перешло 1 сентября 2009 года (в РФ с 1 января 2016 года). Поэтому, если рассматривать для покупки подержанные авто, выпущенные в 2010-2022 году, к выбору в Гродно и области предлагается лишь около 1360 объявлений.
Ценовой диапазон подобных машин очень широкий – от 1 200 у.е. до 129 000 у.е. в эквиваленте. До 5000 у.е. рынок Гродно и области в этом возрастном и ценовом сегментах предлагает чуть более 20 машин, от 5001 у.е. до 10 000 у.е. – 232 автомобиля, от 10 001 у.е. до 20 000 у.е. – еще 711 авто с пробегом, дороже 20 00 у.е. – еще 394 экземпляра.
Пробеги тоже очень разные: до 10 000 км – у 24 машин, от 10 001 км до 50 000 км — у 122 автомобилей, от 50 001 до 100 000 км – у 250 авто с пробегом, от 100 001 до 150 000 км – у 240 экземпляров, выставленных на продажу, и свыше 150 000 – еще у 725 транспортных средств. Опять же, как говорят наши собеседники из «Евротайм», покупая машину с пробегом, не стоит забывать о детальной проверке ее технического состояния и наличия серьезных кузовных ремонтов.
Увы, большинство белорусов во втором квартале богаче не стало, поэтому не исключено, что на возрастные машины с пробегом до конца лета цены расти не будут, а может и пойдут вниз. Более свежие экземпляры имеют все шансы найти новых владельцев из РФ или из числа белорусов, которые готовы заплатить за них нынешние цены из собственных средств или воспользоваться лизингом, когда для покупки достаточно 20-40% от цены приглянувшейся машины. А еще, глядя на курс Евро и USD, велик соблазн отправиться за следующей машиной в Западную Европу, но тут уже свои нюансы.
Источник: newgrodno.by