Уже более трех месяцев граждане Литвы и Латвии могут без виз въезжать в Беларусь, позже к ним присоединились и поляки. Что они сами рассказывают о своих поездках в «Белоруссию»?
Самый развернутый рассказ о путешествии в нашу страну разместил на своей странице в Facebook Юрий Виноградов.
«Хорошие дороги не везде»
Как следует из его анкеты, он из Риги, живет в Резекне, а в Беларусь приезжал в отпуск. Здесь взял напрокат автомобиль Lada Vesta и проехал по стране более 2300 километров по маршруту: Минск – Хатынь – озеро Нарочь – Витебск – Могилев – Гомель – Брест – Гродно – гора Дзержинская – «Линия Сталина» – Минск. Неделя аренды автомобиля стоила около 200 евро.
Юрий и та самая Lada Vesta, взятая напрокат в Беларуси
Надо сказать, что Юрий практически не описывает свои впечатления от автомобиля и в целом о стране, но о дорогах говорит, что хорошие не везде. Он скуп на эмоции, но, судя по всему, в Беларуси ему понравилось. Когда пришло время возвращаться в Ригу, написал: «Остаться бы, да никак, пора отчаливать». Он многое увидел в Беларуси, даже кое-что узнал новое, например, что в стране добывают нефть. Мало, но добывают. На своей странице в Faceebok мужчина выложил около 80 фото из Беларуси.
Вот что он пишет о своей поездке:
«Сотни тысяч туристов двинулись на Белую Русь. Начался ажиотаж, каждый пятый из моих знакомых посетил или собирается посетить Белоруссию. Я тоже не стал исключением, заказал билеты в одну сторону, ибо в распоряжении моем две недели и я не знал, когда соберусь вернуться.
Booking.com говорит, что гостиниц в Минске нет
По прибытии в Минск решил все же остаться на все две недели, но в кассе меня «обрадовали»: билетов обратных нет даже через две недели. Посмотрел в интернете на официальных сайтах «Минсктранса» и Ecolines – билеты все распроданы. Начал уже обдумывать план «Б»: ехать на электричке до конечной станции Гудогай, которая находится недалеко от литовской границы, а там местным транспортом выбираться, но поискал в интернете еще варианты – и получилось заказать обратный билет на вечер 9 июля.
Интересно, что в кассе билетов не было, на официальной странице «Минсктранса» билетов не было, а у посредников вдруг оказались свободные билеты, и цена была такая же, как и в Минск, – не совсем понял эту систему. С этим разобрался в первый вечер, можно двигаться дальше.
Гостиницы тоже не так легко заказать, как все к этому привыкли. Booking.com говорит мне: «В этом месте и недалеко от него есть ноль вариантов размещения». Вот так, в двухмиллионном городе нет больше гостиниц, в Москве их тоже больше нет, да и во всей огромной России нет больше гостиниц по версии Booking.com. Пришлось искать другие лазейки, кои тоже нашлись во Всемирной паутине. Нашел девятиэтажную гостиницу и еще две такие же, но в разных районах. Предполагаю, что эти однотипные гостиницы построили к Олимпиаде-80. Заселился.
Просто люк. Театральный люк
Завтра иду брать машину напрокат и поеду вокруг Белоруссии по областным центрам, памятным местам Великой Отечественной войны, природным объектам и достопримечательностям. Выбрал себе «Ладу-Весту», чтобы проверить отечественного производителя и поддержать спрос.
Что касается машины, то после развала Союза в Латвии мы практически не знаем, как выглядит современный автомобиль российского автопрома, редко когда встретишь значок «Лады». А если значок не заметишь, то без пристального внимания можно предположить, что это какая-то из европейских моделей. Забегу вперед: когда ставил машину в ряд с европейскими моделями на парковке, то красавица не отличалась от них. Технических нареканий тоже не было, коробка-«автомат», машина 2020 года, но расслабиться не давал ей, за семь дней проехал 2322 версты.
Выбрал с утра машину – и в путь по республике на неделю. На первый день запланировал памятный комплекс Хатынь, озеро Нарочь и добраться до Витебска.
«Дороги между областными центрами не идеальны, трясет, но есть и хорошие дороги»
Дороги между областными центрами не идеальны, выбоин нет, но трясет, есть участками хорошее полотно, но потом снова трясет. Хорошие дороги в Белоруссии – это те, которые из областного центра идут на Минск, там будет две полосы в одну сторону и разрешенная скорость 120. Была, правда, хорошая дорога и между областными центрами, это от Бреста до Гродно через Беловежскую пущу. Зато в Литве на участке Зарасай – Вильнюс на асфальтированной дороге есть участок, где разъезжена колея до такой степени, что цепанул днищем, – в Белоруссии таких моментов не наблюдал.
В Витебск приехал к шести вечера. Около гостиницы пешеходная зона, машину оставил на горке около Свято-Успенского кафедрального собора. В Белоруссии большинство стоянок в центре города бесплатные. Даже не поверил, что можно оставить машину в сердце города бесплатно, переспросил у вновь прибывших.
Через Витебск протекает наша Двина, по-любому искупался. По городу много не ходил, единственное – посетил Парк Победителей и памятный комплекс «Три штыка». Завтра рано вставать, во время путешествия на машине каждый день ставил будильник на семь, чтоб к восьми хотя бы открыть глаза.
Следующий пункт назначения – Могилев. Там попал под сильный ливень, дороги превратились в реки, в одном месте думал, что вода попадет в салон, но дождь закончился, ливневки справились с лужами за 15 минут. Город расположен на холмах. Прошелся по центральным улицам, сходил к памятнику борцам за Советскую власть. Даже не знал, что такой существует, сначала думал, что посвящен памятник Победе.
По пути в Гомель подвез парнишку, голосовавшего на обочине, он угостил местной клубникой. В Гомель приехал к вечеру, но еще есть время выйти в центр. Заселился в квартире, гостиниц не нашел по подходящим ценам. Хозяйка квартиры объяснила, как добраться до центра на троллейбусе и что там можно посмотреть, машину больше не хотел гонять. Тут тоже был ливень, но с сильным ветром, около дома завалило толстое дерево. Гомель является вторым по величине городом Белоруссии, через него протекает река Сож, про которую я никогда не слышал, в отличие от упомянутых выше рек. На берегу Сожа имеется городской парк с аттракционами и природой. Когда я упоминал минским друзьям про Гомель, то все первым делом вспоминали про этот парк.
Нестандартная «зебра». Перекресток улиц Коммунаров, Советской и Ланге, Гомель
Улица Советская, одна из главных улиц Гомеля, напоминает Невский проспект, только все в меньших масштабах.
«Все отечественное»
Еду из Риги в Минск, первая остановка 10 минут, надо размяться, смотрю на шины автобуса – «Белшина». Модель автобуса сбоку не знакома – оказывается, МАЗ. Cтекла у автобуса родом из Гомеля, то есть свои автобусы дальнего следования, городские, троллейбусы, грузовые машины тоже мазовские. Лифты в домах гомельские (на самом деле могилевские. – Прим. Автобизнеса), мотоциклы, холодильники, стиральные машины, телевизоры – всё отечественное.
Впереди самый длинный отрезок пути – 540 верст, от Гомеля до Бреста с заездом в Пинск. Практически весь день в дороге. На данном отрезке мало населенных пунктов, на знаках указывается расстояние до следующей заправки, чтобы автолюбители контролировали свои возможности.
Оказывается, в Белоруссии качают свою нефть. Видел нефтяные вышки, правда, объемы там небольшие. Виднеется заправка, надо заправиться. Продавщица душу изливает, не хватает им общения на периферии, все мимо пролетают. На улице жара за тридцать, вдалеке плавится трасса, как будто в воду уходит, но не догнать этой воды – мираж!
Еще и половины лета не прошло, а трава уже выжженная, вся желтая. Местные сказали, что это норма для их краев. Прокатился по Пинску. Строят новые многоэтажные дома, красивый Свято-Феодоровский собор был по пути. Даже искупался в местной реке под названием Пина. Городской пляж был полон людей, баржи ходят по реке. В Иваново взял двух попутчиков до Бреста. Говорят, что на поезд опоздали, как оказалось – не первый раз. Разговор был о житейском, всем тяжело жить, а кому сейчас легко?
Вот и я уже целый день за рулем. В конечном пункте мороженым меня угостили, а в Бресте +34.
Ржаное поле до горизонта. По дороге между Брестом и Гродно
Брест – славный город. Посетил Брестскую крепость и наконец-то увидел вживую то огромное лицо защитника Родины. В очертаниях лица четко читается боль, страдания, любой ценой и только вперед, за освобождение Родины от коричневой чумы. Сам город прирастает новыми многоэтажными районами, широкими проспектами и хорошими людьми. Находится он на границе с Польшей, пропускной пункт – в черте города. В гостинице пообщался с семьей из России. Их дед был участником боев за Брестскую крепость. Очень жаркий день и жаркая ночь, спать невозможно – потеешь, подушка вся мокрая.
Еду в Гродно. Дорога хорошая, идет через Беловежскую пущу, а дальше начинаются пшеничные и кукурузные поля, в некоторых местах до горизонта. Получается, поездка моя была вдоль трех границ: от Витебска до Гомеля – Россия, от Гомеля до Бреста – Украина, от Бреста до Гродно – Польша. Вокруг Белоруссии, или еще можно сказать вокруг Минска, он всегда у меня был по правую сторону,.
В Гродно въезжаю с холма, появляются многоэтажки спальных районов. Еду сразу на базу отдыха на реке Неман, той, которая течет через Каунас. Базу я нашел в интернете, но заказать не получилось из-за запретов. Быстро заселился и поехал смотреть город. 1 июля некоторые центральные дороги перекрывали на 10-15 минут, видимо, для глав двух государств, Александра Лукашенко и Владимира Путина, ибо в городе проходил девятый форум регионов Белоруссии и России. Милиция была в парадной форме, светофоры работали, но пробки «разгребались» жезлом, и это выглядело как-то представительно.
С утра еду в сторону Минска, наконец-то по областной трассе с разрешенной скоростью 120. По две полосы в одну сторону. Значительно заметнее тает расстояние до Минска, но перед Минском по плану своему еду на «Линию Сталина». Мне очень повезло: приехал на «Линию Сталина», а через 12 минут начиналась реконструкция боя за село, захваченное фашистами. Реконструкции там проходят то ли по выходным, то ли еще реже, поэтому мне действительно повезло. А еще в тот день желающих катали на танках и вертолетах, можно было пострелять в тире из оружия тех времен.
Перед возвращением в Минск заехал на Дзержинскую гору. Она находится недалеко от Минска, является самой высокой точкой в Белоруссии, вернее, там обширная возвышенность, гора представляется в виде маленького холма, 345 метров над уровнем моря. Но интересно было другое. Еду я второстепенной дорогой на областное шоссе, сама дорога, как мне показалось, поднялась до уровня Дзержинской горы, а рядом военный объект: искусственная насыпь с пятиэтажку, на насыпи все в порядке – «глаза и уши работают». Возвращаюсь в город-герой Минск.
В Минске в первую очередь посетил Национальную библиотеку, к сожалению, не за знаниями, а из-за смотровой площадки, которая находится на крыше 23-этажного здания. Вид на город замечательный, но жара была неимоверная, казалось, все начнет плавиться. Ближе к центру есть гостиница «Беларусь» в 22 этажа, туда тоже получилось просочиться для обзора окрестностей. В планах для обязательного посещения – музей Великой Отечественной войны. При входе в музей тебя встречают фразы, нацарапанные на стене: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.07.1941», «Умрем, но из крепости не уйдем!». Страшно читать…
Перед сдачей автомобиля прокатился в парк истории «Сула». Там все восстановлено в том виде, как это было при Литовском княжестве.
Были встречи и знакомства. Так как я бывший морж, то не обошлось без знакомств с минскими моржами. Каждый день организовывались встречи, а там вновь новые знакомства – так оброс я минской семьей. Был даже в гостях у моржей, а еще довелось побывать в гостях под Минском. Отведал шикарное блюдо, которое готовилось несколько часов в чугунном казане.
Вид церкви в парке «Сула»
В Минске есть торговый центр «Рига» – съездил для галочки сфотографировать. А еще в Минске есть улица Рижская, на которую тоже съездил. Там частный сектор, а выходит Рижская улица на строящийся большой микрорайон «Минск-Мир» со множеством домов в 25 этажей.
В последний день перед отъездом по приглашению посетил усадьбу «Белые ручьи». Там имеется родник с питьевой водой, который впадает во внутренний водоем, вода в водоеме всегда холодная. Есть баня, домики для гостей, а можно приехать и со своей палаткой».
Впечатления о поездке набрали более 200 комментариев. Есть и такой: «Спасибо, что рассказали о впечатлениях, а не про цены на продукты и про разрешенные к вывозу нормы. Я была на днях в Минске у друзей и случайно услышала, как в студии журналисты стебутся, иначе не скажешь, о том как латыши и литовцы кинулись на халяву вывозить продукты и бензин… Ну так задело! Не собиралась ничего везти, а после услышанного привезла детям немного конфет. Не потому, что у нас их нет, а просто гостинец!»
Госпрогранкомитет: с начала «безвиза» Беларусь посетили около 145 тысяч иностранцев
По состоянию на 0 часов 25 июля 144.442 гражданина Латвии, Литвы и Польши воспользовались правом безвизового въезда в нашу страну.
С 15 апреля по «безвизу» в Беларусь проследовали 93.740 граждан Литвы, 11.740 неграждан и 37.368 граждан Латвии.
С 1 июля «безвизом» воспользовались 1574 гражданина Польши.
«Безвиз» без ажиотажа: один день на белорусско-литовской границе
Одна из последних публикаций на тему безвизовых поездок в СМИ Литвы – вот эта, в «Новой газете – Балтии«. Журналисты провели на литовско-белорусской границе один день, 16 июля, и вот что увидели.
Пограничный пункт пропуска «Мядининкай» со стороны Литвы. Кроме километровой очереди грузовиков на выезд из ЕС (из-за европейских санкций происходит усиленный контроль), очередей из легковых автомобилей нет. Несмотря на выходной и период отпусков, выехать из Литвы в Беларусь можно менее чем за полчаса, и это с учетом ремонтных работ на границе, которые снижают пропускную способность пункта. Время на границе в основном занимает таможня – для декларации товаров с возвратом НДС. Здесь в очереди для легковушек из 15 машин всего три на литовских «номерах», остальные – белорусы.
Литовцы немногословны. Журналист подходит к одному из них, мужчина без особого желания открывает окно. «Еду с детьми в соседнюю деревню, там наши родственники под Ошмянами», – говорит Мантас. На заднем сиденье дети лет 5-6 любопытно смотрят на мой телефон с микрофоном, улыбаются. «Мы и до этого ездили по визам. Да, сейчас без, немного проще стало», – откровенничает мужчина. Очередь двигается, литовец заводит машину.
На паспортный контроль подъезжает автобус Вильнюс – Минск одного литовского оператора. Свободных мест мало. «Из всего автобуса большая часть – граждане России, человек 10 с белорусскими паспортами, литовцев всего пару человек», – говорит водитель. По его словам, «литовцев не прибавилось» из-за безвизового режима, в основном сейчас путешествуют граждане России и Беларуси, так как «для них это один из немногих способов куда-то выехать и улететь». Из-за международных санкций европейское небо закрыто для самолетов из Беларуси и России уже несколько месяцев.
Всегда ли так мало легковых машин на границе? Как оказалось, из-за ремонтных работ в пункте «Мядининкай» обратный поток из Беларуси на въезд в Литву может растянуться на несколько часов. «Тот, кто проезжал здесь хотя бы раз последнее время, больше сюда не едет. Если вы ищете легковушки, то съездите в соседний пункт «Лоша», там будет больше людей», – рекомендует водитель.
По навигатору до пункта пропуска «Шумскас» 20 минут. Вдалеке виднеется забор из колючей проволоки, который Литва построила из-за миграционного кризиса. По обе стороны границы – наблюдательные вышки. Уже на подъезде к пограничному пункту в глаза бросаются привязанные к деревьям велосипеды – жители приграничных территорий таким способом переходят границу практически мгновенно.
Пункт маленький, две полосы: одна на въезд, вторая на выезд из Литвы. В ней в отличие от пункта «Мядининкай» из 10 машин всего пара на белорусских «номерах», одна машина из Украины, остальные – литовцы.
Ближе к обеду граница опустела. На такси подъезжает женщина, в руках синий паспорт – белорусский. Таксист помогает выгрузить два тяжелых чемодана. «Это все подарки родным», – шутит белоруска и уже пешком направляется в сторону контроля своей страны.
В Литву въезжают в основном белорусские «номера», за два часа на литовских въехало всего несколько машин.
Ближе к часу дня на границе стало совсем пусто. Уже за красно-зеленым столбом, на белорусской территории, выстроилась очередь на въезд в Литву. За несколько часов на двух пограничных пунктах встретились в основном одни и те же истории: поездка к родным, посещение захоронений. Для этих людей безвизовый режим немного упростил путешествия, однако и до этого у всех были долгосрочные белорусские визы, получить которые не составляло труда. Однако сказать, что белорусский «безвиз» выстроил литовцев в очередь на границе, нельзя.
Белорусов приезжает в Литву больше, чем литовцев в Беларусь
Представитель Службы охраны государственной границы (СОГГ) Рокас Пукинскас говорит, что окончательную статистику, которую можно будет сопоставить с периодом до безвизового режима, литовцы опубликуют по завершении летнего сезона. Однако, по словам Пукинскаса, эти цифры нельзя сравнивать: до этого были ковидные ограничения, поэтому и потоки были другие.
В январе этого года граждане Литвы пересекли границу с Беларусью всего 11.000 раз. А уже в июне таких пересечений в обе стороны было 96.000, в мае – 79.000, в апреле – 49.000. Подсчитать точное количество граждан в СОГГ не могут.
«Один и тот же человек может ездить несколько раз в месяц, – отмечает Пукинскас. – Белорусы говорят, что к ним едет много литовцев. На самом деле мы видим, что белорусов приезжает в Литву намного больше. Например, в июне границу с Литвой в обе стороны белорусские граждане пересекли 137 тысяч раз, в мае их было 122 тысячи».
Представитель СОГГ замечает, что Литва и ЕС для белорусов все же привлекательнее: белорусы ездят за покупками, а также приезжают в Вильнюс, чтобы улетать в другие страны.
Источник: Автобизнес
Источник: newgrodno.by