Ремеслом соломоплетения в Гродненской области занимаются более 50 мастеров. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович.
«В Гродненской области ремеслом соломоплетения занимаются более 50 мастеров. В Островецком, Берестовицком, Гродненском, Ивьевском, Кореличском, Лидском, Новогрудском и Щучинском районах, а также в Гродно соломоплетение стало настоящим брендом. Многие творческие проекты, экскурсионные маршруты направлены на популяризацию художественного соломоплетения», — сказала Елена Климович.
В нашем регионе Гродненский областной методический центр народного творчества координирует деятельность по идентификации, сохранению и популяризации самобытного ремесла соломоплетения. Поэтому новость о решении включить белорусскую номинацию «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в учреждении восприняли как невероятно радостную. «Мы считаем очень важной поддержку ЮНЕСКО в сохранении белорусской практики соломоплетения путем консультаций, объединения усилий по сохранению и использованию древних техник, художественных ценностей и имиджа современных мастеров как необходимого фактора существования ремесла. Мы убеждены, что включение в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества будет способствовать повышению осведомленности о важности нематериального наследия в целом и искусства соломоплетения в частности в нашей стране и далеко за ее пределами», — отметила Елена Климович.
Мастера соломоплетения Гродненской области, одухотворенные новостями, при этом сохраняют спокойствие. Мастер народных промыслов из Островца Елена Малышева говорит: «Эмоции положительные, но спокойные. Все к этому шло, — показывая свои работы, женщина вводит в курс дела. — Соломка — очень хрупкий материал. И его очень много нужно, тем более на большие работы, как, например, вот на этого зубра. Готовила его на фестиваль в 2016 году. А так как наши экспонаты путешествуют часто, то каждый раз что-то сломается, отвалится и надо ремонтировать. Мы сами заготавливаем солому, агрономы из хозяйств местных делятся с нами любезно».
Кстати, мастерам нужна разной степени созревания солома. «Заготовка идет в июне — июле. Для одного нужна молодая, для другого — более зрелая солома. Собирается материал, варится. Мы стараемся не использовать химические составы, поэтому цвет соломки у нас традиционный, натуральный. Стараемся делать все согласно канонам, которых придерживались наши предки», — рассказывает Елена Малышева. И добавляет: «Я уже лет 10 как занимаюсь соломоплетением. Этому ремеслу меня, как и других моих коллег, обучали две замечательные женщины Валентина Виничек и Тамара Гавановская. Так, от них понемногу каждый черпал опыт и учился, я в том числе».
Что примечательно, именно в Гродненской области хранится и уникальный экспонат из соломки — один из двух экземпляров иконостасных соломенных ворот начала XIX века. Его можно увидеть в Гродненском государственном историко-археологическом музее. Это пример локальной художественной школы по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. «В 1924 году в мужском православном Борисоглебском монастыре в Гродно (бывший монастырь бернардинцев) Юзеф Ядковский нашел уникальное произведение народного художественного соломоплетения — царские алтарные ворота второй четверти XIX века. Осознавая их уникальность, Юзеф Ядковский обратился к православным властям города и получил разрешение на передачу соломенных ворот музею. Так этот художественный шедевр мирового уровня попал в музейные фонды», — рассказала заведующая отделом народного творчества Гродненского историко-археологического музея Светлана Чушинская.
Царские врата иконостаса полностью сплетены из соломы и закреплены нитками на деревянном каркасе. Выполнены они в технике объемного плетения, основа их декора — традиционная перекрученная тесьма и четырехгранные плоские ромбы со вставками из кусочков ткани красного, синего и голубого цветов. «Две створки составляют композицию ворот. Каждая из них разделена на три квадрата. В каждом квадрате размещен тканый круг, в котором находится живописная вставка-медальон с изображением четырех евангелистов, Девы Марии и Архангела Гавриила в сцене Благовещения. На живописных изображениях — четыре евангелиста с символами: Матфей с ангелом, Марк со львом, Лука с быком, Иоанн с орлом», — дополняет Светлана Чушинская.
Специалисты отмечают, что царские врата из иконостасов полесских церквей — это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков. Прямых аналогов этим художественным произведениям не выявлено.
Фото Леонида Щеглова
Источник: www.belta.by