В последние годы многие белорусы едут жить за границу, покупают там автомобили, а затем на них приезжают на Родину. При пересечении границы гражданин Беларуси на иностранном автомобиле должен оставлять за него залог в таможенных органах. Ранее залог оставляли и возвращали в одной и той же валюте. С 25 июля 2022 года ситуация изменилась.
Как стало известно АвтоГродно, с 25 июля оплата залога на машину с европейской регистрацией (финансовая гарантия) осуществляется только в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на день регистрации пассажирской таможенной декларации. Возврат – также.
По-прежнему граждане Беларуси с европейской регистрацией при пересечении границы должны следовать на красный канал. За рулем временно ввезенного автомобиля может находиться человек, на имя которого будет заполнена декларация, или любое другое лицо, имеющее право управления, но в присутствии декларанта. Самостоятельно посторонний человек управлять таким автомобилем не может.
В каком размере нужно платить залог за автомобиль на границе Беларуси?
Это зависит от года выпуска автомобиля, его стоимости (если машине до 3-х лет) и от объема двигателя. По сути, залог на границе равен растаможке. Его можно высчитать на сайте таможенного органа с помощью калькулятора.
Приведем несколько примеров:
За 3-летний авто стоимостью 20 000 евро и объемом 1800 см3 нужно заплатить 9 900 Евро.
За 3-летний авто стоимостью 20 000 евро и объемом 2000 см3 – 11 000 Евро.
За авто в возрасте 3-5 лет с объемом 1500 см3 – 2 550 Евро.
За такой же авто с двигателем 1800 см3 – 4 500 Евро.
С двигателем 2000 см3 – 5 400 Евро.
С двигателем 2400 см3 – 7 200 Евро.
Для машин старше 5 лет с мотором 1500 см3 – 4 800 Евро.
Для таких же авто с мотором 1800 см3 – 6 300 Евро.
С мотором 2000 см3 – 9 600 Евро.
С мотором 2400 см3 – 12 000 Евро.
Скриншот с сайта таможенного органа (расчет стоимости залога)
Какую сумму путешественник потеряет на конвертации?
Как правило у людей, которые живут за пределами Беларуси, нет в наличии таких сумм в белорусских рублях. Поэтому в пунктах пропуска работают обменники, где валюту можно обменять на белорусские рубли.
Все бы ничего, но при возврате залога путешественник может потерять определенную сумму за счет конверсии.
Например, как было указано выше, за автомобиль старше 5 лет с популярным мотором 2000 см3 нужно оставить залог в 9 600 евро. По курсу Нацбанка на 2 августа, это 25 953 белорусских рубля. В ПП «Берестовица» работает обменник «Беларусбанка». Чтобы путешественнику получить 25 953 рубля, ему в этом обменники нужно сдать 9 868 Евро, а при возврате залога ему выдадут в пересчете на Евро – 9 472.
Разница 396 Евро.
Конечно, здесь как повезет с курсом. Если во время поездки по Беларуси Евро «просядет», то в такой ситуации путешественник не потеряет, а приобретет.
А будет ли в обменнике столько валюты?
Еще одна проблема – в обменнике, как это часто бывает, попросту может не быть валюты в том объеме, в котором автомобилист хочет вернуть залог. В таком случае он может получить часть залога в валюте (сколько будет у кассира), а остальную сумму забрать в белорусских рублях.
А что если залог не забирать?
Так тоже можно. Некоторые из наших знакомых так делают. Они – гродненцы, ездят из Польши в Беларусь на польских автомобилях по 1-2 раза в месяц. При такой частоте поездок залог проще не возвращать на выезде из Беларуси и тогда его не нужно повторно уплачивать при въезде. Это экономит около получаса-часа времени во время одного проезда.
Отметим, что один из читателей АвтоГродно позвонил в таможню и уточнил, в каких деньгах ему вернут оставленный ранее залог. Сказали, что в Евро, так как он вносил его в Евро.
Лучше бы не покупал автомобиль в Польше
Мы поговорили еще с одним нашим знакомым, который уже ни раз рассказывал нам, что сожалеет о покупке автомобиля в Польше. Это его частный случай и его аргументы:
– Покупать автомобиль нужно там, где твой дом. Если ты продолжаешь ездить в Беларусь, покупка автомобиля в Польше – не лучший выбор.
Во-первых, на польские автомобили дорогая страховка. От 1500 злотых за первую страховку. Если она закончилась, штраф приходит автоматически, причем он нарастает. И неважно, ездит твой автомобиль или нет. За отсутствие страховки приходит штраф в 1200 злотых – за первые три дня без полиса, 3010 злотых – за 4-14 дней, 6020 злотых, если страховки нет больше двух недель.
Во-вторых, с польским автомобилем при поездке в Беларусь наш читатель теряет около двух часов, потому что стоит в очереди за всеми на красном канале.
В-третьих, польский автомобиль в Польше получает штрафы с камер: за превышение скорости, неправильную парковку, движение по полосе для общественного транспорта. На нарушителей с белорусскими номерами такие штрафы не приходят.
Для сравнения, на иностранный автомобиль в Польше выдают годовую страховку стоимостью около 840 злотых.
– Как долго с белорусским автомобилем можно быть в Польше?
– По закону, наш автомобиль может находиться в Польше 6 месяцев из 12-месячного периода. Но по моему опыту за этим вообще никто не следит. А вот водительские права нужно менять, но это совсем другая история, – говорит собеседник АвтоГродно.
Источник: autogrodno.by