Что делать, если катализатор вышел из строя?
Износ катализатора: признаки и методы ремонта
Современные автомобили имеют усовершенствованную выхлопную систему. Она включает каталитический нейтрализатор, который необходим для защиты окружающей среды от вредных выхлопов. Но через 100-150 тыс.км. он полностью выходит из строя и необходима замена катализатора.
Как работает катализатор
Работа катализатора основана на трех основных химических реакциях, происходящих при высоких температурах (обычно от 300°C и выше):
- Восстановление оксидов азота. Родий способствует разложению оксидов азота на безопасные составляющие — азот и кислород.
- Окисление угарного газа. Платина и палладий ускоряют превращение угарного газа в углекислый, который не является ядом для человека.
- Окисление углеводородов. Остатки несгоревшего топлива также окисляются до углекислого газа и воды.
Узнать более подробную информацию можно на сайте!
Симптомы износа
Когда каталитический нейтрализатор выходит из строя, наблюдаются следующие признаки поломки:
- Снижение мощности двигатели и динамики автомобиля. Это связано с тем, что забитый элемент выхлопной системы создает дополнительное сопротивление. Из-за этого машина становится «тяжелой», медленной.
- Повышение расхода топлива. Это связано с неправильной работой лямбда-зондов (датчиков кислорода). Когда нейтрализатор забит, эти датчики дают сигнал о повышении расхода топлива для повышения температуры и очистки элемента от загрязнений. Но это, как правило, неэффективно.
- Появление черного дыма из выхлопной трубы.
- Изменение звука выхлопа. Водитель может заменить появление скрежета, гула или свиста.
- Перегрев мотора или выхлопной системы.
Что делать, если катализатор вышел из строя
Продолжать ездить на автомобиле, в котором сломан катализатор, не стоит. Это может привести к поломке других элементов выхлопной системы, а также поршневой. Можно выделить несколько вариантов решения проблемы.
Установка нового элемента
Самый логичный, но и самый затратный способ. Вы приобретаете новый каталитический нейтрализатор, полностью соответствующий заводским параметрам, и устанавливаете его на место изношенного. Такой вариант ремонта подходит в следующих случаях: если автомобиль еще на гарантии, в регионе предусмотрены штрафы за отсутствие катализатора, необходимо сохранить технические характеристики «как с завода».
Плюсы: сохраняется экологичность, полная совместимость с электроникой, уверенность в работе выхлопной системы.
Минусы: высокая стоимость, может потребоваться сертификация после замены.
Установка обманки
После удаления катализатора проводят настройку блока управления двигателем. Обычно устанавливаются электронные или механические «обманки» для лямбда-зондов, чтобы ЭБУ не сигнализировал о неисправности.
Плюсы: уменьшение сопротивления выхлопу (возможен прирост мощности), двигатель работает легче, экономия на ремонте.
Минусы: повышение токсичности выхлопа, штрафы или запрет эксплуатации в некоторых регионах, возможны ошибки и сбои в работе ДВС.
Установка пламегасителя
После удаления нейтрализатора вместо него устанавливают металлический пламегаситель, который гасит шум и температуру отработанных газов.
Плюсы: пламегаситель защищает глушитель от перегрева, уменьшает громкость выхлопа, служит десятки лет.
Минусы: не очищает выхлопные газы, требуется настройка прошивки и установка обманок.
Иногда катализатор можно не менять, а восстановить — при помощи химической или ультразвуковой чистки. Это применимо, если он не разрушен, а просто забит нагаром или отложениями.
Итак, износ катализатора может негативно сказаться на работе выхлопной и поршневой системы. Поэтому необходимо провести ремонт при первых симптомах поломки элемента.
Комментарии закрыты.