Генрик Дзитко байкер из тех времен, когда их еще называли мототуристами, рассказывает портал tochka.by. Собрал в своем гараже пеструю коллекцию двухколесных старожилов. Настоящий «Диснейленд» для любителей техники.
Красивые и быстрые
Стройными рядами выстроились могучие «Уралы», яркие Jawa, изящные венгерские Pannonia, брутальные «Иж» и деликатные «Минск», а также куцые милые мотороллеры. Всего — 33 единицы.
Радушно встречает красная краса Jawa-350. Скоростной и компактный мотоцикл — мечта любого советского байкера. Рядом малиновая Jawa-360 с коляской. Такая снималась в «Бриллиантовой руке». Только у версии из коллекции еще и особенное сиденье в виде гитары — для удобства заднего пассажира.
Шаг в сторону. Pannonia в хорошем смысле слова — не от мира сего. Например, задний габарит — маленький шедевр. А могли бы простой прямоугольник сделать.
Так же, как и на Jawa, стрелка на спидометре у Pannonia ложится в обратную сторону, а баки алюминиевые. Они легкие, и ржавчина их не берет.
Pannonia пошли дальше и всю коляску сделали из алюминия. Украсили хромированными вставками, а внутри обшили фактурной красной кожей.
Фирменный цвет Pannonia — черный. Наверное, чтобы не путали с Jawa. Но в коллекции Генрика Дзитко есть один спело-красный выставочный образец.
Мощные и работящие
Jawa и Pannonia — мотоциклы для удовольствия. А вот советские байки утилитарные, на первом месте — практичность. И на рыбалку, и по грибы в лес, и дрова возить, и картошку, ну и жену.
Вот могучий Днепр К-750, да еще из первых годов выпуска на Киевском заводе. Поэтому собран из частей, что были под рукой. Руль вообще от Harley-Davidson.
Отдельный абзац заслуживает редкий зверь — «Днепр МТ-12» с двумя ведущими колесами. Привод на коляску идет от заднего колеса через кардан и редуктор. Мотоцикл проходимый как слон.
— Самый старый в коллекции — «Иж-49». Выпустили его в 1953 году. У него ручное переключение передач. Дорог после войны не было. Остановился в луже, попробуй ногой нащупать нужную передачу, — рассказывает Генрик Дзитко.
Моторное масло в послевоенные годы заливали прямо в бак. И чтобы не на глаз, с внутренней стороны крышки бака приварен мерный стаканчик. Рассчитан он на сто граммов, так что можно и не только масло отмерять. Выпускали Иж-49 с ручным переключением передач недолго, всего пять лет — с 1951 по 1956 годы.
Легкие на подъем
На стене висят мопеды: «Верховина», «Рига» и «Карпаты». «Рига» — самый любимый у коллекционера, мопед раскручивался педалями. Нужно было попотеть, чтобы поехать.
Мотороллеры потяжелее, их на стену уже не поднять — «Тула» и грузовой «Муравей», который для народного хозяйства возил до 350 килограммов грузов: еду в садики, коробки на производстве.
Дорогие гости
Генрик Дзитко собирает мотоциклы по объявлениям на барахолке в интернете. В основном, по Гродненской области. Большие мотоциклы возит в две ходки – сначала мотоцикл, потом коляска. Когда продает сам владелец, вместе с мотоциклом отдает и историю.
— А сколько мотоциклов в состоянии «сел и поехал»? — интересуюсь.— Половина из них заводится. А поедет, если провести подготовку, каждый четвертый, — уточняет коллекционер.
Генрик Дзитко с радостью показывает свои мотоциклы людям. Встречает экскурсии со всей страны — байкеры, школьники и отдыхающие ближайшего санатория. Гости оставляют душевые пожелания в блокноте.
Коллекция — кусочек нашей истории. Теплой сердцу. Провести по баку рукой, завести «с лапки» и вдохнуть выхлоп бензина с маслом. Запах ностальгии бьет в нос и слегка в глаза.
Источник: grodno.in